Технологии дизайн-проектирования и моделирования_Монография_2019
[ · Скачать удаленно () ]15.01.2020, 12:37
Технологии дизайн-проектирования и моделирования / Е. И. Саканская-Грицай. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 109 с.
ISBN 978-5-7310-4678-7
elibrary_41377359_55787942.pdf
Монография посвящена вопросам технологий проектирования и моделирования в дизайне, в большей степени на примере транспортной отрасли. Первая часть посвящена общим вопросам дизайна и особенностям профессии дизайнера. Во второй части рассказано о некоторых отечественных технологиях из практики автовавовских специалистов. Затронут небольшой период по рассказам участников событий. Последовательность и принципы проектирования технических систем представлены в третьей части. В четвёртой части исследуются современные возможности сервиса стайлинга. Тема пятой части: изучение в развитии инновационных технологий – экосольвентной и латексной печати, генеративного дизайна, аддитивных технологий, кастомайзинга и 3D-печати.
Монография может быть полезна студентам сервисных специальностей, а также, всем, кто интересуется вопросами дизайн- технологий.
ББК 30.18
Рецензенты: зав. кафедрой прикладной механики, физики
и инженерной графики СПбГАУ,
д-р техн. наук, проф. О. Г. Огнев
зав. кафедрой БНиТотЧС СПбГЭУ,
д-р техн. наук, проф. Г. В. Лепеш
ISBN __________________
© СПбГЭУ, 2019 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРОФЕССИЯ ДИЗАЙНЕРА 7
II. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 18
III. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 34
IV. СТАЙЛИНГ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 52
Аэрография 54
Автомобильные плёнки 62
Брендирование транспорта 74
V. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИЗАЙНА 81
Экосольвентная и латексная печать 81
Генеративный дизайн 87
Аддитивные технологии, 3D-печать 96
Кастомайзинг и 3D-печать 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4

ВВЕДЕНИЕ
Благодаря массовому производству, начиная с 60-х годов ХХ века, ведущим направлением в материальной сфере становится дизайн. И сегодня проектная культура в целом не в последнюю очередь определяется дизайном. Дизайнерское творчество привлекает всеобщее внимание и интерес, соединяя производственный потенциал, художественное видение материального мира и современное его восприятие.
Есть мнение, что в дизайне не может быть стандартов, как в любом художественном произведении, поскольку он является инновационным по своему характеру. Тем не менее, дизайн-проект должен быть продуман не только с точки зрения художественной, но и предполагать какие материальные ресурсы будут использованы, с помощью каких технологических решений его реализуют. Эти решения должны быть оправданы с точки зрения безопасности, надёжности, экономичности итогового результата, что требует определённого нормирования эстетической компоненты. В 2015 году в РФ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 г. № 1573-ст впервые введён в действие ГОСТ Р 56645.1-2015 «Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению дизайном промышленной продукции» . Данный стандарт идентичен национальному стандарту Британии BS 7000-2-2008 «Design management systems – Part 2: Guide to managing the design of manufactured products», IDT.
В то же время может возникнуть ощущение, что стандартизация будет тормозить дизайнерское творчество, но на самом деле стандарт фиксирует конкретный уровень развития и создаёт необходимую документацию и материальную базу для эффективного использования технических достижений в дизайне. В то же время могут быть исключения, например, для арт-объектов, существующих ради эмоциональной красоты. Нужно учитывать, что широкое распространение унифицированных объектов исключает их уникальность и художественную привлекательность. И всё же с определённой точки зрения стандартизация помогает дизайнерским проектам становиться конкурентоспособными.
Новый этап социально-экономического развития общества после сырьевой экономики, экономики товаров и услуг в 1999 г. предложили Джозеф Б. Пайн и Джеймс Х. Гилмор, определив его термином «экономика впечатлений». Авторы, рассуждая о том, что может привлечь насытившегося клиента, вывели формулу: «Сырьё равноценно, товары материальны, услуги нематериальны, а впечатления незабываемы». Мало кто придал серьёзное значение таким выводам учёных.
Сегодня именно на дизайн необходимо обратить особое внимание, поскольку инновационный, экономический прорыв невозможен сегодня без художественно-технической проработки, которая затрагивает дизайн технических систем, формирование гармоничной предметно-пространственной среды, любого характера: производственной, социально-культурной, информационно-коммуникационной и др. Экономика впечатлений требует качественно подобранных и обученных специалистов. Дизайнерское творчество востребовано повышением качества жизни населения, ростом конкуренции на насыщенном рынке товаров и услуг. Особенно это важно для малого и среднего бизнеса, который в основном и представлен на рынке сервисных услуг.
Подобные задачи встают и перед сферой сервиса в транспортной отрасли. Необходимо привлечь внимание своего клиента для того, чтобы продать свой продукт или услугу. Дизайн становится инструментом повышения потребительской ценности товаров и услуг, увеличения их продаж.
Problem solvers — специалисты по решению проблем, которые ставит перед ними клиент, так часто называют себя дизайнеры. Обычно представление о дизайне связывают с формированием визуального образа объектов, в современном мире сфера деятельности этих специалистов стала шире.
В конце XX столетия в теорию и практику дизайна вошло новое понятие — «сервис-дизайн». В постиндустриальном обществе клиент зачастую покупает не продукт, а услугу. Понятие «сервис» в русском языке означает некий логический процесс, в результате которого клиент получает определённую услугу. Слово «design» в английском имеет несколько значений, в том числе «проектирование». Таким образом, «сервис-дизайн» - это проектирование процесса оказания услуг. В 1991 году в Международной школе дизайна Кёльна была введена дисциплина «Сервис-дизайн». Позже в Лондоне появилось первое сервис-дизайн-бюро «Livework». Сейчас сервис-дизайн изучают во всемирно известных школах в Чикаго, в Питтсбурге, в Милане. Можно сказать, что сервис-дизайн — это новый маркетинг, правильнее же будет его определить, как составную часть долговременной бизнес-стратегии, сокращающей расходы на маркетинг.
Фраза «спрос рождает предложение» как никогда определяет творчество дизайнера - формообразование, палитру, стиль современных изделий - данные задачи решает промышленный дизайн.
Функционально- и конструктивно-стабильные изделия, постоянно востребованные потребителем, эстетически могут устаревать. Стайлинг, один из видов промышленного дизайна, позволяет обновить, создать современный дизайн, не затрагивая конструктивную и функциональную базу.
На примере дизайна в автотранспортной отрасли рассматриваются различные традиционные и инновационные технологии. Отечественное дизайн-проектирование в автотранспортной отрасли прошло тернистый путь, который, тем не менее, дал свои плоды.
Компьютерная техника пришла на помощь нашим дизайнерам не так давно – в конце ХХ века. Одно из последних инновационных направлений - это использование так называемого генеративного дизайна на практике, как при исполнении полноценной композиции, так и отдельных деталей с помощью машин.
«Экономика впечатлений» может базироваться на дизайне и сервис-дизайне, в частности. Какие возможности и технологии предоставляет дизайн рассматривается в данной работе. Эксклюзивный дизайн-проект интерьера сервисного офиса, элементов транспортной инфраструктуры – это впечатление, уникальный дизайн технического средства впечатляет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время носит свои коррективы, сопутствующая ему изменчивая мода отражается в стилистике предметов, вкусах и оценке обществом объектов дизайна. Безусловно, дизайнерское проектирование подвержено влиянию этого краткосрочного явления, иногда легкомысленного, чаще всего стайлинг помогает дизайнерам угнаться за модой. Мода развивается по спирали, зачастую вырабатываются классические формы, к которым хочется вернуться в определённый момент и ощутить ценность прошлого в настоящем.
Дизайн становится средством развития инновационных технологий и формирования инновационного общества.
Появившаяся тридцать лет назад технология 3D-печати как способ быстрого прототипирования, затем перешла в технологию кастомизации и сегодня уже вышла на уровень серийного производства. В настоящее время перед данной сферой деятельности встаёт в первую очередь вопрос о том, где, в каких отраслях производства уместно применение аддитивных технологий. Расширяется круг востребованности, и инвестиции вкладываются уже в проекты, использующие 3D-технологии, а не производящие оборудование. Если в 2018 г. больший интерес проявляли к печати металлами, то в 2019 г. прогнозируют увеличение спроса на пластики, поскольку производители подобных материалов увеличивают их выпуск, в том числе инновационных, только что вышедших из стен лабораторий. Внедрение автоматизации аддитивного производства на всех этапах, в том числе подготовительных имеет ключевое значение для повышения производительности и рентабельности. Для расширения внедрения 3D-печати в транспортной отрасли, авиакосмической и других необходимо искать совместимость с отработанными технологиями в данных сегментах рынка. Особую ценность будет иметь цифровой CAD-файл, будет необходима государственная поддержка в форме нормативно-правовой базы, защищающей интересы граждан, разработчиков и пользователей [62].
Генеративный дизайн сегодня позволяет создавать предметы повседневности. Генеративный дизайн плюс 3D-печать – тандем, который даёт возможность создавать конструкции, невыполнимые ранее используемыми технологиями. Это явление в производстве ряд аналитиков обозначают очередной промышленной революцией.
«Признание впечатлений отдельным экономическим предложением – это залог роста в будущем <…>» [63].Как ни одна другая технология дизайн и его технологии могут работать в этом направлении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кухта М.С. Основы дизайна: учебное пособие / М.С. Кухта, Л.Т. Жукова, М.Г. Гольдшмидт. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 300 с. https://infopedia.su/10xaa8e.html
2. Цвета автомобилей. Каталог. Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем [Электронный ресурс] Режим доступа: https://colorscheme.ru/car-color-paint.html
3. «ColorScheme.Ru» — цветовая схема онлайн. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://colorscheme.ru
4. Тетиор А. Н. Т37 Экологическая инфраструктура. — М.: КолосС, 2005. — 272 с: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). ISBN 5-9532-0312-8
5. Эргономика в дизайне среды : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич — Москва : Изд-во «Архитектура-С», 2005. – 328 с., ил. 283-325 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://booksee.org/book/596464
6. Алексеев П. Г. Основы эргономики в дизайне: учебно-методическое пособие. ГОУ ВПО СПбГТУРП. – СПб., 2010. 69 с.: ил. 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nizrp.narod.ru
7. Александр Отт. Курс промышленного дизайна. Эскиз. Воплощение. Презентация. - Stiebner Verlag GmbH. 2003 / Перевод И. Куликова - Художественно-педагогическое издательство, 2005
8. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Миневрин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Миневрина и В. Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004, 288 с., ил. ISBN 5-9647-0021-7
9. Музей отечественного автомобилестроения. Сайт «Компас в Мире Машин и Машиностроения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.avtomash.ru/katalog/histori/muzei_a/index.html?PHPSESSID=9rlo9f0jpdqh0fb6qctb1ekj87
10. Иванов, А.М. Проектирование автомобиля: конспект лекций для направления подготовки специалистов 190109 – специализация «Автомобильная техника в транспортных технологиях» / А.М. Иванов, В.И. Осипов. – М.: МАДИ, 2014. – 40 с.
11. Котляров В.А. (сост.) Управление главного конструктора АВТОВАЗ (коллектив авторов) «Высокой мысли пламень», книга 3 / под общей редакцией Н. М. Головко: ДИС ОАО "АВТОВАЗ"; Тольятти; 2008, 702 с., ил.
12. Stuart Macey, Geoff Wardle, Ralph Gilles, Freeman Thomas, Gordon Murray, "H-Point: The Fundamentals of Car Design & Packaging" 2009 ISBN: 1933492376, 224 pages [Электронный ресурс] Режим доступа: https://avxhm.se/ebooks/1933492376r.html
13. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. - 2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986. 326 с, ил. — Загл. 1-го изд: Инженерное и художественное проектирование.
14. Основы дизайнерского проектирования / Композиция [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0117.shtml
15. Розанов Н. Е. Итальянская школа автомобильного дизайна. МГХПА им. С.Г. Строганова, 2014, 220 с., ил. ISBN 978-5-87627-071-9
16. Бизнес-план стайлинг студии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.beboss.ru/bplans/8-biznes-plan-stayling-studii
17. Сайт «NAMASHINU.RU» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://namashinu.ru
18. Михеева М.М. Введение в дизайн-проектирование: методические указания по курсу «Введение в профессию» М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г.- 49 с.
19. Пленка на авто: виды, оклейка, цены. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oplenke.ru/plenki-dlya-avto/#i-4
20. Карбоновая пленка для авто [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oplenke.ru/karbonovaya-plenka-dlya-avto/#i-3
21. Полиуретановая пленка для оклейки авто: плюсы и минусы, сравнение с виниловым покрытием. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oplenke.ru/poliuretanovaya-plenka/
22. Почему настоящая антигравийная плёнка это дорого? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://autobezzabot.ru/pochemu-nastoyashhaya-antigravijnaya-plenka-eto-dorogo/
23. Какое нанопокрытие кузова автомобиля лучше [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rating-avto.ru/tovar/kakoe-nanopokryitie-kuzova-luchshe.html
24. Виниловые пленки для авто. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://plenka-pro.com/
25. Матовая пленка на машину: стоимость и преимущества [Электронный ресурс] Режим доступа: https://auto.today/bok/1332-matovaya-plenka-na-mashinu-stoimost-i-plyusy.html
26. Валерий Антонов. Лучшие автомобильные краски (автоэмали) по отзывам покупателей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nagdak.ru/mater/avtomobilnaja-kraska
27. Custom и тюнинг автомобилей. Строим машины на заказ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://antiqcar.ru/custom_i_tyuning_retro_a
28. Разработка индивидуального дизайна салона автомобиля [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tola.pro/dizayn-salona
29. «Оклейка винилом авто. Стайлинг авто, оклейка пленкой. Автопозитив» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OvDJR_0LJvs
30. «Mitsubishi Супер оклейка винилом…» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Si7EKu5JYKc
31. «Дом Плёнок. Автовинил. Оклейка кузова автомобиля виниловой плёнкой» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rdI2rohWZI4
32. Соломников Артём. Автотюнинг, генеративный дизайн и 3D печать. Выступление Top 3D Expo. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=43&v=6ZAGMLqcgFs
33. Применение 3D-печати в ремонте и тюнинге автомобилей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://3dtoday.ru/blogs/top3dshop/the-use-of-3d-printing-in-the-repair-and-tuning-cars/
34. Княгинин В. Н. Промышленный дизайн Российской Федерации: возможность преодоления дизайн-барьера. — Издательство Политехнического университета, 2012. — 81 с.
35. TYLER KOSLOW. TOYOTA & MATERIALISE TEAM TO 3D PRINT LIGHTWEIGHT CAR SEAT. 3D Printing Industry (17-сентября 2015 года). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://3dprintingindustry.com/news/toyota-materialise-team-to-3d-print-lightweight-car-seat-57779/
36. Игорь Бобков Топологическая оптимизация или генеративный дизайн? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=19982
37. Александр Грек Интеллект, изменивший нашу жизнь: генеративный дизайн / Журнал Популярная Механика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.popmech.ru/design/468212-intellekt-izmenivshiy-nashu-zhizn-generativnyy-dizayn/
38. Генеративный дизайн: на пороге новой эпохи проектирования / Блог компании Нанософт,CAD/CAM [Электронный ресурс] Режим доступа: https://habr.com/ru/company/nanosoft/blog/345500/
39. Генеративный дизайн — революция в 3D печати? IMPRINTA [Электронный ресурс] Режим доступа: https://3dtoday.ru/blogs/imprinta/generative-design-revolution-in-3d-printing/
40. Российские инженеры показали строительные конструкции, созданные с помощью искусственного интеллекта [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.autodesk.ru/press-releases/2019-04-17
41. Аэрография и ГИБДД. Миф и реальность об аэрографии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tonirovka-art.ru/information/aerografiya-i-gibdd-mify-i-realnost-ob-aerografii/
42. Need for vinyl. Рассказываем про экосольвентную печать и виниловый стайлинг [Электронный ресурс] Режим доступа: https://habr.com/ru/company/epson/blog/407773/
43. Выбор профессионального аэрографа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tehnika.expert/dlya-remonta/aerograf/dlya-chego-nuzhen-i-vybor.html
44. Основные особенности экосольвентных чернил [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rostov.offpoly.ru/useful/ekosolventnie_chernila.php
45. Корешков Игорь. 33 преимущества: Латексный принтер против экосольвентного [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pechatnick.com/articles/33-preimyshestva-lateksnii-printer-protiv-ekosolventnogo
46. HP Latex L 26500 Printer Wrap Experts [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=lZFC5nmP3gI
47. Технология латексной печати HP. Обзор экологических сертификатов и маркировок [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www8.hp.com/h20195/v2/GetPDF.aspx/4AA5-4329RUE.pdf
48. Генеративный дизайн: на пороге новой эпохи проектирования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://habr.com/ru/company/nanosoft/blog/345500/
49. Бионический (генеративный) дизайн и аддитивное производство [Электронный ресурс] Режим доступа: http://3d.globatek.ru/world3d/generative_design/
50. Бионический дизайн – решение трудных технических задач с помощью природы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://can-touch.ru/blog/bionics-design/
51. Топологическая оптимизация геометрии изделия как путь повышения прибыльности предприятия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://blog.iqb-tech.ru/geometry-topology-optimization
52. Структурная оптимизация. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1336640
53. Лидия Дейнеко. Порождающее проектирование – инновационный подход к созданию цифрового макета изделия / Лидия Дейнеко, Наталья Тертышная, Павел Плащевский. Информационно-аналитический журнал на русском языке «CAD/CAM/CAE Observer» №3 (119), Рига, 2018, с. 65-68 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cadcamcae.lv/N119/65-68.pdf
54. Сайт APWorks [Электронный ресурс] Режим доступа: https://apworks.de/en/
55. APWorks показала 35-килограммовый электромотоцкл из 3D принтера [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mklkt.ru/blog/mklkt/apworks-pokazala-35-kilogrammovyj-elektromotoczikl-iz-3d-printera.html
56. Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин [Электронный ресурс] Режим доступа: https://3dtoday.ru/blogs/3dtodayfest/stories-of-participants-3dtoday-fest-radik-gubaidullin/
57. Аддитивные технологии. Цифровое производство, быстрое прототипирование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://top3dshop.ru/additivnye_tehnologii.html
58. Классификация 3D принтеров (7 технологий 3D печати) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://habr.com/ru/post/208906/
59. Материалы для 3D-печати [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.orgprint.com/wiki/3d-pechat/materialy-dlja-3d-pechati
60. Импринта, производитель 3D принтеров [Электронный ресурс] Режим доступа: https://imprinta.ru/
61. Семён Попадюк. 5 трендов развития 3D-печати в 2019: медленная революция продолжается [Электронный ресурс] Режим доступа: https://blog.iqb.ru/3d-printing-trends-2019
62. Claire Collins Autodesk Teams Up With NASA´s Jet Propulsion Laboratory to Explore New Approaches to Designing an Interplanetary Lander [Электронный ресурс] Режим доступа: https://adsknews.autodesk.com/news/nasas-jet-propulsion-lab-teams-autodesk-explore-new-approaches-designing-interplanetary-lander
63. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена»»: Издательство «Вильямс»; М.; 2005 ISBN 5-8459-0828-0
64. Современные материалы и дизайн : учебное пособие / О.В. Маковецкая-Абрамова [и др.] ; под ред. О.В. Маковецкой-Абрамовой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 92 с. ISBN 978-5-7310-4326-7
Категория: Разное | Добавил: Lena-Leto21
Просмотров: 1400 | Загрузок: 463
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]